Хронический сиаладенит

Хронический сиаладенит – это воспалительный процесс, охватывающий слюнную железу. Патология характеризуется вялым прогрессированием, недостаточно выраженной симптоматикой, периодами обострения признаков и снижения степени их выраженности. Нарушение может возникнуть у мужчин и женщин, также встречается оно в практике педиатров, когда болеют дети и подростки. Основным основанием для обращения к врачу зачастую служит деформация лица из-за отека, возникшего в области расположения воспалительного очага. При подозрении на развитие хронического сиаладенита обследование состоит из инструментальных методов. Но также учитываются жалобы пациента и информация, полученная за счет его осмотра. Лечение лиц, у которых выявлено затяжное воспаление слюнной железы, состоит из медикаментозного и малоинвазивного воздействия. При отсутствии положительного эффекта от их использования рекомендовано хирургическое вмешательство. Прогноз на выздоровление зависит от стадии воспаления на момент обращения за квалифицированной медицинской помощью.

О заболевании

Преобладающая причина развития хронического сиаладенита – изменение микрофлоры полости рта, наличие в ней неспецифических возбудителей.

Из-за воспаления слюнные железы подвергаются необратимой деструкции. Также нарушается их физиологическая способность – они вырабатывают недостаточное количество секреции.

У мужчин чаще встречается интерстициальная форма сиаладенита, у женщин – паренхиматозная, у детей – хронический паротит (поражение приушной железы). Преобладающее число пациентов с протоковым видом воспаления – люди пожилого возраста. В каждом втором случае развивается одностороннее поражение слюнной железы.

Причины развития

Общие причины, вызывающие воспаление слюнной железы:

• Перенесенное черепно-мозговое, лицевое повреждение разного срока давности.
  • Возникшая опухоль, которая сдавливает устье выводного протока.
  • Увеличенные лимфоузлы, сжимающие слюнные железы.
  • Патологии органов дыхательной системы.
  • Болезни эндокринного происхождения.

Хронический сиаладенит развивается вследствие врожденных или приобретенных факторов. В первом случае строение слюнных желез изменяется во время внутриутробного развития ребенка. Происходит скопление секреции внутри протоков, ее застой и последующее воспаление канала. Такой механизм развития свойственен паренхиматозному сиаладениту.

Причина развития интерстициальной формы воспаления до настоящего времени не установлена. Предполагаемое объяснение такого поражения слюнной железы – сбои в обменных процессах организма.

Патогенез

При паренхиматозном хроническом сиаладените в междольковых зонах отекают, а затем разрастаются крупные и мелкие кровеносные сосуды. Также при микроскопическом исследовании выявляют наличие уплотненной соединительной ткани, гиперхромных ядер, содержание цилиндрических клеток эпителия в ацинусе.

Интерстициальная форма хронического сиаладенита характеризуется отеком соединительной ткани, скоплением лимфоцитов внутри протоков воспаленной слюнной железы. При этом кровеносные сосуды, расположенные в междольковых участках, разрастаются.

Классификация

Существует 3 формы хронического сиаладенита: паренхиматозная, интерстициальная, протоковая. Каждый вид отличается первопричиной развития, локализацией патологического очага, типом лечения, прогнозом на выздоровление. Характеристики каждой формы:

• Паренхиматозный хронический сиаладенит представляет собой болезнь, при которой воспалительный процесс охватывает паренхиматозные клетки слюнной (зачастую, приушной) железы.
  • Интерстициальный хронический сиаладенит чаще затрагивает поднижнечелюстную железу. Преимущественная часть пациентов – мужчины. Болезнь прогрессирует быстро, поражает междольковые участки.
  • Протоковый хронический сиаладенит служит последствием повреждений или нарушения внутриутробного развития человека. Чаще встречается у людей пожилого возраста.

То, какой вид хронического сиаладенита возник у обратившегося пациента, определяют за счет комплексного обследования. Находясь на приеме у врача, важно сообщить ему о специфике беспокоящих симптомов, их локализации, степени выраженности, сроке давности, а также факторах, которые предшествовали ухудшению самочувствия.

Симптомы

Клинические проявления хронического сиаладенита напрямую зависят от формы возникшего воспалительного процесса.

При паренхиматозном поражении слюнных желез изначально жалобы на самочувствие отсутствуют. Сохраняется симметричность лица и природный оттенок кожи. Пациент легко открывает рот. Невзирая на воспаление, слюнная железа не увеличена, вырабатывает достаточное количество секреции. По мере развития патологии появляется неприятный привкус и сухость во рту, ощущение односторонней тяжести.

Если на этом этапе пациент не обращается за квалифицированной медицинской помощью, сокращается выработка слюны, поверхность железы изменяется – на ней образуются бугры. Самочувствие пациента отягощается болевыми ощущениями в области воспаления.

Интерстициальная форма хронического сиаладенита характеризуется:

• Незначительным дискомфортом в области расположения воспаленной железы.
  • Увеличением пораженного слюнного протока.
  • Местным повышением температуры.
  • Достаточной выработкой секреции (невзирая на воспаление канала).
  • Снижением слуха вплоть до его полного отсутствия.
  • Уменьшением плотности воспаленной слюнной железы.

Протоковый хронический сиаладенит характеризуется болью в области воспаленного канала, при этом дискомфорт усиливается после употребления пряных, острых блюд. Дискомфорт может устраняться самостоятельно, без применения лекарственных средств. Обследование позволяет выявить наличие уплотнения (воспаленной слюнной железы), выделение секреции из канала.

Диагностика

При появлении боли в области челюсти или в полости рта нужно записаться на прием к стоматологу. Специалист проведет опрос, осмотр, затем назначит необходимые виды диагностики:

• Сиалометрию. Метод помогает определить, насколько сохранена секреторная способность воспаленного слюнного канала.
  • Сиалографию. При паренхиматозной форме метод помогает выявить наличие мелких полостей (они содержат контрастный раствор, введенный для визуализации железы во время рентгенологического исследования). Дополнительно определяется сужение просвета канала, отсутствие паренхимы, наличие выраженных контуров. При интерстициальном сиаладените во время исследования выявляют сужение каналов, наличие у них неровных краев.
  • Цитологическое исследование секреции. Анализ слюны, взятой у пациента на начальной стадии хронического сиаладенита, позволяет выявить примесь небольшого количества слизи, наличие лимфоцитов, клеток цилиндрического и плоского эпителия.

При необходимости, и в случае недостаточного количества информации от перечисленных методов обследования, пациента направляют на прохождение дополнительных видов диагностики.

С учетом сходства в клиническом проявлении заболеваний, сиаладенит хронического вида нужно дифференцировать не только с острой формой развития этой же патологии, но и с бактериальным и вирусным воспалением слюнной железы, опухолями этого канала.

Лечение

При хроническом сиаладените лечение делится на консервативный и хирургический тип. То, какой вид воздействия подходит для конкретного клинического случая, определяет врач.

Консервативная терапия

Консервативное лечение представляет собой сочетание медикаментозного воздействия и коррекции питания. Цель такого лечения – купировать воспалительный процесс, восстановить процесс выработки слюны, предотвратить дегенерацию паренхимы. Для достижения перечисленных целей пациенту назначают:

• Нестероидные противовоспалительные средства.
  • Антибиотики (врач назначает конкретный антибактериальный препарат, исходя из вида патогенной микрофлоры, выявленной во время лабораторной диагностики).
  • Протеолитические ферменты.
  • Антигистаминные препараты (для купирования зуда, устранения отека).

Чтобы быстро достичь терапевтического эффекта, перечисленные лекарства вводят дуктогенным способом (в выводной проток), местно.

Поскольку воспаленная слюнная железа не выполняет секреторную функцию, для стимуляции этого действия пациенту назначают прохождение блокад звездчатого узла.

Чтобы укрепить иммунитет, рекомендовано употребление поливитаминных комплексов. Для профилактики расплавления воспаленного слюнного канала пациенту следует пройти физиотерапевтические процедуры. Их вид, продолжительность сеанса и всего курса устанавливает специалист. Эффективностью характеризуется электрофорез с применением йодида калия. Противопоказания для прохождения этой процедуры – беременность, наличие заболеваний щитовидной железы или новообразований.

В рамках соблюдения диеты необходимо воздержаться от употребления острых, соленых, кислых и пряных блюд.

Хирургическое лечение

При неэффективности консервативного лечения пациенту показано прохождение хирургического вмешательства, направленного на восстановление структуры и функции слюнной железы. Абсцессы, возникающие на фоне затяжного воспаления канала, вскрывают, затем устанавливают в них дренаж. Он предотвращает скопление патологического содержимого.

Если воспаление спровоцировало обширное расплавление слюнной железы, рекомендуют пройти частичную или полную резекцию (иссечение) пораженного канала.

В случае обострения воспалительного процесса специалист выполняет разрез в полости рта пациента. Врач назначает полоскание проблемного участка отваром, изготовленным из лекарственных растений.

Период восстановления после хирургического вмешательства зависит от множества факторов – в том числе, от возраста пациента, формы хронического сиаладенита.

Прогноз

При своевременном обращении за медицинской помощью у пациента полностью восстанавливается симметрия лица, нормализуется слух, улучшается состояние и функция слюнной железы. Благоприятный прогноз чаще наблюдается у лиц, которые столкнулись с приобретенной, а не врожденной формой хронического сиаладенита. Во втором случае пациенту необходимо находиться на диспансерном учете.

Список литературы

• Ультразвуковая диагностика хронического паренхиматозного сиаладенита Мирзакулова У. Р., Б. М. Бегайдарова, Кабышева З. М. 2012 / Вестник Казахского Национального медицинского университета.
  • Опыт применения антигомотоксической терапии у больных с хроническими неспецифическими сиаладенитами и сиаладенозами Афанасьев В. В., Зорян Е. В., Красникова Татьяна Валерьевна.2012 / Российский стоматологический журнал.
  • Клинико-диагностическое значение определения металлопротеида лактоферрина и среднемолекулярных пептидов при хроническом паренхиматозном сиаладените Мирзакулова У. Р. 2012 / Вестник Казахского Национального медицинского университета.
img/swg