Эксфолиативный хейлит

Эксфолиативный хейлит –  патология, при которой наблюдается покраснение красной каймы губ. Это довольно серьёзное воспалительное заболевание. Сухая форма болезни характеризуется образованием на губах чешуек, в центре плотно спаянных с прилегающими тканями.

Общая информация о заболевании

Медицинский термин «эксфолиативный хейлит» впервые был предложен зарубежными специалистами Кеммелом и Микуличем в начале 20 века.  Сухую форму патологии диагностируют преимущественно у пациентов в возрасте 15-40 лет. Экссудативный хейлит чаще всего обнаруживают у больных 17-65 лет. Распространённость болезни среди других патологий, сопровождающихся поражением красной каймы губ, – приблизительно 30 %.

Причины возникновения болезни

Этиология болезни до конца не выяснена. Считается, что эксфолиативный хейлит – многофакторная болезнь. При этом пусковым моментом к развитию патологии могут служить разнообразные факторы. Основные из них перечислены ниже:

• Нейротрофические изменения, спровоцированные проблемами в психоэмоциональной сфере. Тревожные состояния называют основной причиной развития хейлита;
  • Сбои в работе щитовидной железы. Специалистам удалось выявить взаимосвязь между увеличением концентрации тиреоидных гормонов в крови и состоянием красной каймы губ. У большинства больных, страдающих тиреотоксикозом, развивается влажная форма экссудативного хейлита;
  • Наличие наследственной предрасположенности. При наличии патологии у ближайших родственников риск возникновения хейлита существенно увеличивается.

Патогенез болезни

В силу влияния факторов иммунологической, эндокринной природы происходят неблагоприятные изменения в организме:

• наблюдается разрастание грубой соединительной ткани;
  • образуются скопления клеток воспалительного инфильтрата;
  • наряду с симптомами гиперкератоза в эпителии диагностируют проявления паракератоза, акантоза.

Разновидности патологии

Эксфолиативный хейлит может быть:

• влажным. Основная роль среди факторов его возникновения отведена проблемам в работе щитовидной железы, психопатологическим проявлениям;
  • сухим Дальнейший прогноз при наличии у пациента этой формы заболевания менее благоприятный. Одна из основных причин возникновения хейлита – длительная депрессия. Болезнь чаще всего диагностируют у молодых женщин.

Основные симптомы

Появление корочек на губах провоцирует возникновение ощущения жжения, сухости, чувства стянутости. При сухом эксфолиативном хейлите наблюдается поражение красной каймы губ только по линии Клейна. Кожа в районе околоротовой зоны и слизистая часть губ остаются невовлечёнными в патологический процесс.

При визуальном осмотре пациента, страдающего эксфолиативным хейлитом, на красной кайме губ можно увидеть множественные корочки. Если попытаться их удалить, обнажится гиперемированная зона. На фоне образования чешуек у больного возникает ощущение инородного тела. В итоге у больного появляется вредная привычка постоянно облизывать губы, кусать корки. Это провоцирует трансэпителиальную и трансэпидермальную потерю жидкости. Эластичность красной каймы губ заметно снижается. Следовательно, опасность нарушения целостности тканей и появления трещин, существенно увеличивается.

При экссудативной форме болезни губы пациента выглядят отёчными, прикосновение к ним провоцирует возникновение болезненных ощущений. При визуальном осмотре можно увидеть корочки, окрашенные в серо-жёлтый цвет. Со временем чешуйки увеличиваются в размерах, что создаёт трудности при приёме пищи.

Одна из характерных особенностей экссудативной формы заболевания — наличие резко гиперемированной границы перехода красной каймы губ в слизистую оболочку. У пациентов с этой формой хейлита не наблюдаетс повышенной температуры, симптомов интоксикации.

Диагностические методы

Возникает потребность в дифференциации болезни с:

• облигатным предраком, сопровождающимся поражением красной каймы губ;
  • красной волчанкой;
  • другими разновидностями хейлитов.

При подозрении на наличие эксфолиативного хейлита следует записаться на приём к стоматологу-терапевту. Для обнаружения фоновой патологии стоит воспользоваться услугами узких специалистов (к примеру, аллерголога, врача-психиатра).

Методы лечения заболевания

При обнаружении проблем в психоэмоциональной сфере назначают психотропные лекарства, медикаменты из группы антидепрессантов. Помимо этого, пациенту показана профессиональная помощь психоневролога. При нарушении работы щитовидной железы требуется лечение основного заболевания, назначенное эндокринологом.

Для снятия психологического напряжения больному может быть рекомендовано посещением сеансов аутотренинга, гипноза. Параллельно пациентам на длительный срок назначают поливитаминные препараты. В тяжёлых случаях рекомендовано местное введение гормональных лекарств, назначается лазеротерапия.

В рамках комплексной терапии болезни применяют и народные методы. Использование лекарственных трав помогает облегчить симптоматику болезни:

• Компрессы из календулы. Сначала берут 3 столовые ложки лекарственной травы на 100 мл воды. Полученную смесь настаивают 1 час, остужают. Затем напиток процеживают. Чистую марлю пропитывают настоем календулы, слегка отжимают её. Компресс нужно держать на губах 20-25 минут.
  • Примочки из отвара коры дуба. 30 граммов натурального сырья заливают 0,2 л кипячёной воды. Получившуюся смесь готовят на водяной бане 25 минут, процеживают, затем настаивают ещё 20 минут. По прошествии этого времени нужно смочить ватный тампон в лечебном отваре, приложить его к проблемным участкам лица на 10 минут.
  • Сок алоэ. Его не используют при лечении прекарцирозного хейлита. Предварительно измельчённые листья трёхлетнего алоэ смешивают с прокипячённом (и заранее охлаждённым) растительным маслом в пропорции 3: 1. Этим средством обрабатывают проблемные зоны лица 1 раз в сутки.

При использовании лекарственных растений необходимо исключить аллергические реакции. Поэтому перед применением фитопрепаратов следует проконсультироваться со специалистом и строго придерживаться его дальнейших рекомендаций.

Прогноз при хейлите

Больные, у которых был обнаружен эксфолиативный хейлит, довольно редко прибегают к самолечению. Без соответствующих лечебных мероприятий болезнь может прогрессировать годами. При действенной комплексной терапии прогноз в большинстве случаев благоприятный. Эпизодов малигнизации болезни зафиксировано не было.

Профилактические меры

Предугадать развитие болезни невозможно. Единственные профилактические средства:

• ведение здорового образа жизни;
  • сбалансированное питание;
  • употребление витаминно-минеральных препаратов в осенне-зимний период.
Кроме того, рекомендуется отказаться от использования помад, в составе которых содержится ланолин. Косметика, в которой присутствует этот компонент, иссушивает губы, может стать причиной аллергии.

Список литературы
  • Опыт комплексного лечения пациента с эксфолиативным хейлитом и хронической трещиной губы. Егоров М. А., Мухамеджанова Л. Р., Рувинская Г. Р. - Журнал - Практическая медицина - 2009г.
  • ЭКСФОЛИАТИВНЫЙ ХЕЙЛИТ: РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ, АЛГОРИТМ ПЕРВИЧНОЙ ДИАГНОСТИКИ И МАРШРУТИЗАЦИИ ПАЦИЕНТОВ. Пурясова А.С., Чудова Л.В. - Журнал - Scientist - 2022г.
  • Эффективность применения бальзама для губ в качестве методики лечения эксфолиативного хейлита. Соловьева Оксана Александровна, Караков Карен Григорьевич, Ванченко Нелли Борисовна, Хачатурян Араксия Эдуардовна, Абидова Элина Аубекировна, и др. - Журнал - Проблемы стоматологии - 2019г.
img/swg